Работа с символами

Для хранения отдельных символов используются переменные типа char. Пример описания:

char t, p; // Описаны 2 переменные символьного типа.

Возможными значениями символьной переменной могут быть различные символы. Такими символами могут быть почти все знаки из кодовой таблицы ПК за исключением специальных управляющих знаков, не имеющих графического изображения. Например, можно записать присваивания: t='Q'; p='p'; Здесь t и p – переменные, которые могут принимать разные значения, а 'Q' и 'p' – конкретные значения, присваиваемые этим переменным. После этого в ячейке памяти, которая зарезервирована для переменной t, будет записан код символа 'Q', а для переменной p – код символа 'p'. Переменная p и значение 'p' – это не одно и то же!

Код символа – это целое число. Занимает в памяти 1 байт. Коды всех символов сведены в кодовую таблицу, имеющую 16 строк и 16 столбцов, пронумерованных 16-ричными цифрами: 0, 1, …, 9, A, B, C, D, E, F. Т.о., кодовая таблица хранит коды 256 символов. Из кодовой таблицы можно определить код символа в 16-ричной системе счисления – это последовательность 16-ричных цифр, составленная из номера столбца и номера строки. Например, символ, стоящий на пересечении столбца 9 и строки F, имеет 16-ричный код 9F16. Можно перевести код в 10-тичную систему счисления: 9F16=9*16+15=15910.

Существуют специальные программы вывода таблицы кодов символов на экран и вставки символов в текст программы. Например, ascii.com.

Хотя в языке Си можно одновременно использовать переменные типов int и char, все же отметим, что если объявлено int a; char b; и назначено a=5; b='5';, то a и b - это не одно и то же: переменная a имеет числовое значение 5, а b – значение символа '5'. Число 5 в двоичном коде равно 101, а двоичный код символа '5' есть 110101 (1101012= 3516=5310).

Пример. Ввод значения символьной переменной, вывод введенного значения в виде символа и десятичного, восьмеричного и шестнадцатеричного кодов.

Текст программы:

/* Вывод символьной переменной в различных формах*/

#include

#include

main()

{

char b; //Обявление символьной переменной

puts("Введите один символ");

fflush(stdin);//очистка буфера клавиатуры

b=getchar(); //Ввод значения переменной b

printf("\tb=");

putchar(b); //Вывод значения переменной b

printf("\nДесятичный код b=%d\n",b); //Вывод десятичного кода b

printf("\tВосьмеричный код b=%o\n",b); //Вывод восьмерич. кода b

printf("\t\tШестнадцатеричный код b=%X\n",b);

printf("b='%c'\n",b);

getch();



}

Результаты выполнения программы:

Введите один символ

*

b=*

Десятичный код b=42

Восьмеричный код b=52

Шестнадцатеричный код b=2A

b='*'

Введите один символ

{

b={

Десятичный код b=123

Восьмеричный код b=173

Шестнадцатеричный код b=7B

b='{'

Введите один символ

#

b=#

Десятичный код b=35

Восьмеричный код b=43

Шестнадцатеричный код b=23

b='#'

Введите один символ

b=5

Десятичный код b=53

Восьмеричный код b=65

Шестнадцатеричный код b=35

b='5'

В библиотеке ctype определен целый ряд функций, проверяющих принадлежность символа какому-либо множеству: множеству букв (isalpha),

букв или цифр (isalnum),

разделителей (isspace),

знаков пунктуации (ispunct),

цифр (isdigit),

видимых символов (isgraph),

букв верхнего регистра (isuper),

букв нижнего регистра (islower),

печатаемых символов (isprint) и т.д.

Аргументом каждой из этих функций является символ. Функция возвращает значение true, если символ принадлежит конкретному множеству символов, или false в противном случае.

Пример. Ввести символ с клавиатуры и проверить, является ли он знаком пунктуации (. , ! ? : ; ).

Текст программы:

#include

#include

#include

void main()

{

char a;

puts("Введите один символ");

a=getchar();

if(ispunct(a))

printf("Символ %c явл. знаком пунктуации\n",a);

else

printf("Символ %c не явл. знаком пунктуации\n",a);

getch();

}

Результаты выполнений программы:

Введите один символ

.

Символ . явл. знаком пунктуации

Введите один символ

^

Символ ^ явл. знаком пунктуации

Введите один символ

e

Символ e не явл. знаком пунктуации

Введите один символ

#

Символ # явл. знаком пунктуации

Введите один символ

[

Символ [ явл. знаком пунктуации

Введите один символ

-

Символ - явл. знаком пунктуации

Введите один символ

n

Символ n не явл. знаком пунктуации

Следующий пример показывает, что символьная переменная может быть определена символом или кодом символа.

#include

void main()



{

char c,c1;

c='A';

c1=65;

printf("%c %d\n",c, c);

printf("%i %c\n",c1, c1);

if(c1=='A' && c== 65)

puts("Обе A");

else puts("****");

}

Результат выполнения программы:

A 65

65 A

Обе A

Пример использования функции char из библиотеки ctype

#include

#include

#include

void main()

{

int cod;

char S;

puts("Ввeдите 1 символ");

S=getchar();

cod=char(S);

putchar(S);

printf("\t\n");

printf("%c %d %d\n",S,S,cod);

getch();

}

Результаты выполнения программы:

Ввeдите 1 символ

2 50 50

Ввeдите 1 символ

%

%

% 37 37

Ввeдите 1 символ

D

D

D 68 68


5294926302495896.html
5294970366649239.html
    PR.RU™