ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

12345

Для самостоятельной работы по программе дисциплины

«Общий психологический практикум»

Выполнение практических заданий и оформление отчёта является по сути контрольной работой, которая является основанием для допуска к зачёту по дисциплине.

Необходимо соблюдать указанную последовательность выполнения описанных заданий. Поскольку для выполнения последующих заданий необходим опыт, приобретенный в процессе выполнения предыдущих.

Рефлексивный дневник практикума

С целью развития чувствительности к себе («внутренней наблюдательности») и способности к рефлексии – важнейших профессиональных качеств психолога, играющих существенную роль в освоении и применении метода наблюдения и беседы в профессиональной практике – в самостоятельную работу студентов в качестве задания включено ведение рефлексивного дневника практикума.

Рефлексивный дневник ведется студентами на протяжении всего учебного курса. Он включает в себя рефлексию опыта, полученного в ходе выполнения каждого практического задания.

Методические рекомендации по ведению дневника:

Рефлексивный отчет о выполнении практических заданий предполагает произвольное описание процесса и результата выполнения данных заданий, а так же ответы на вопросы, указанные в каждом задании.

Задание 1.

Наблюдение за общением и выявление моделей антислушания.

Наблюдайте за окружающими вас людьми и за собой в процессе общения и выявляйте используемые партнёрами по общению модели антислушания:

Игнорирование - поведение, сообщающее собеседнику: «То, что ты пытаешься мне сказать совершенно неважно для меня», «Я не хочу тебя выслушивать и не буду….», «Мне все равно, что там с тобой происходит» и т.д.

Эгоцентризм - поведение, сообщающее собеседнику: «На самом деле я хочу рассказать о себе, я хочу, чтобы ты меня послушал»).

Выспрашивание - поведение, сообщающее собеседнику: «Ты интересен для меня тем, что полезного для себя я могу узнать», «Я хочу получить от тебя максимум важной для меня информации» и т.д.

Рефлексивный отчёт о выполнении задания напишите в рефлексивном дневнике (образец оформления дневника см. на стр. 17). В отчёте необходимо ответить на следующие вопросы:

1. какие модели антислушания в общении вы обнаружили в процессе наблюдения, какие из них оказались характерными для вас в общении;

2. какие эффекты, связанные с использованием партнёрами моделей антислушания вы обнаружили в ходе наблюдения.

Внимание! Данное задание предполагает только наблюдение за собой и окружающими. Одной из ошибок студентов является попытка практиковать данные модели анти слушания в качестве приёмов ведения беседы.



Задание 2.

Нерефлексивное слушание.

Используйте прием нерефлексивного слушания в повседневном общении с окружающими. Наблюдайте, какие изменения в ходе беседы связаны с использованием вами данного приёма.

Нерефлексивное слушание-поддержка говорящего с помощью невербальных (взгляд, мимика, пантомимика) и околовербальных (междометия «да», «угу» и пр.) средств.

Нерефлексивное слушание предполагает не бесконечное пассивное молчание в ответ на слова собеседника, а в первую очередь умение не перебивать, слушать сообщения собеседника до конца, а так же – умение держать паузу, давая возможность себе сформулировать ответ, а собеседнику осознать сказанное им же самим.

Методические рекомендации по отработке приёмов активного слушания (описанного выше и тех, что предстоит отрабатывать в дальнейшем):

Для выработки навыков и умения активного слушания на первых этапах важно практиковать каждый прием активного слушания отдельно. Очевидно, что в живом общении осуществить это сложно. Следует понимать, что задание подразумевает не отказ от всех других средств общения в пользу какого-то одного приема, а о сосредоточении своего внимания именно на этом приеме.

Например, вы можете поставить себе задачу на предстоящий день - обращать внимание на то, как вы слушаете собеседника:

Перебиваете или даёте договорить?

Отвечаете сразу, лишь только собеседник остановился, говорите то, что хотели сказать ещё 5 минут назад, пока собеседник что-то рассказывал? Или же в вашем диалоге есть паузы, есть место для того, чтобы прислушаться к себе и к тем ответам, которые рождаются внутри вас… и вы даёте себе время, чтобы сделать выбор, что именно сказать вашему партнёру по общению?

В процессе отработки приёмов активного слушания, важно обращать внимание на свои переживания, на реакцию собеседника, на затруднения, с которыми вы сталкиваетесь, на вопросы, которые у вас возникают в связи с использованием того или иного приёма.

Рефлексивный отчёт о выполнении задания напишите в рефлексивном дневнике. В отчёте необходимо ответить на следующие вопросы:

- с какими сложностями вы столкнулись в ходе выполнения задания?

- удалось ли вам преодолеть эти сложности (если да, то как)?

- чем полезен, на ваш взгляд, в беседе данный прием активного слушания?

- каковы границы использования данного приема, то есть, в каких ситуациях, на каких этапах беседы использование данного приема полезно, а на каких может быть неуместным?

Задание 3.

Прояснение.

Используйте прием «прояснение» в повседневном общении с окружающими. Наблюдайте, какие изменения в ходе беседы связаны с использованием вами данного приёма.

Прояснение. Наиболее распространенная форма - прояснение с помощью специальных (открытых) вопросов. Открытый вопрос не предполагает однозначного ответа и не содержит в себе ни вариантов ответа, ни малейших намеков на ответ. Это вопросы, начинающиеся с общих вопросительных слов «Что?», «Как?», «Какой?». Например:

- Что случилось?

- Как это произошло? Как это происходило?

- Что вы чувствуете сейчас?

- Как вы относитесь к…?

и т.д.

Помните о том, что вопрос «Почему?» в психологической беседе в большинстве случаев оказывается нежелательным.

Прояснение можно осуществлять также с помощью утверждений:

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее.

- Приведите пример.

- Я не совсем понял(а), поясните, пожалуйста.

и т.д.

Практикуйте прояснение как с помощью вопросов, так и с помощью утверждений.

Рефлексивный отчёт о выполнении задания напишите в рефлексивном дневнике. В отчёте необходимо ответить на следующие вопросы:

- с какими сложностями вы столкнулись в ходе выполнения задания?

- удалось ли вам преодолеть эти сложности (если да, то как)?

- чем полезен, на ваш взгляд, в беседе данный прием активного слушания?

- каковы границы использования данного приема, то есть, в каких ситуациях, на каких этапах беседы использование данного приема полезно, а на каких может быть неуместным?

Задание 4.

Перефразирование.

Используйте прием «перефразирование» в повседневном общении с окружающими. Наблюдайте, какие изменения в ходе беседы связаны с использованием вами данного приёма.

Перефразирование – пересказ того, что сказал собеседник, другими словами. Другими словами в данном случае будут являться те, которые отражают ваше собственное понимание услышанного от партнёра по общению.

Выслушивая собеседника, важно заметить тот момент, когда у вас сложилось то или иное понимание сути разговора. Уловите это понимание, сформулируйте – это и будет основа для перефразирования.

Перефразирование начинается со слов:

- Если я вас правильно понял(а)…

- Правильно ли я вас понял(а), что…?

- Вы имеете ввиду, что…?

- То есть…..

- Другими словами, вы говорите…?

Рефлексивный отчёт о выполнении задания напишите в рефлексивном дневнике. В отчёте необходимо ответить на следующие вопросы:

- с какими сложностями вы столкнулись в ходе выполнения задания?

- удалось ли вам преодолеть эти сложности (если да, то как)?

- чем полезен, на ваш взгляд, в беседе данный прием активного слушания?

- каковы границы использования данного приема, то есть, в каких ситуациях, на каких этапах беседы использование данного приема полезно, а на каких может быть неуместным?

Задание 5.

Я-высказывание.

Я-высказывание в диалоге – это обратная связь для собеседника, в которой вы сообщаете ему о своем отношении к содержанию беседы, к происходящему между вами в процессе общения: о своих чувствах и/или о том, что вы думаете.

В повседневной жизни мы часто общаемся посредством оценочных суждений, повелительных форм, безличных фраз. Замечайте, когда вы прибегаете к подобной форме самовыражения и переводите данные высказывания в Я-высказывания. Например:

- «Ты неправ» (оценочное суждение) может быть выражено как «Я не согласен (не согласна) с тобой» или «Мне не нравится то, что ты говоришь (делаешь);

- «Помолчи» (повелительная форма) может быть выражено как «Мне не нравится, когда меня перебивают» (или «Я хочу договорить»), «Я не хочу сейчас разговаривать с тобой» и т.д.;

- «Да ну брось ты делать из мухи слона» может быть выражено как «Я не понимаю твоих переживаний»;

- «Есть такое мнение, что….» или «Говорят, что…» (безличная форма) может быть выражено как «Я думаю…», «Я считаю…», «Мое отношение к этому….», «Я согласен с мнением, что…»;

и т.д.

Возможно два пути выполнения данного задания. Первый, наиболее простой и доступный на первых этапах: переводить уже произнесенные в другой форме высказывания в Я-высказывания (про себя). Второй: в ходе беседы замечать, какие высказывания из тех, что вы собираетесь произнести, можно облечь в форму Я-высказывания и произносить их в этой форме.

Практикуйте и Я-высказывание как сообщение о своих чувствах по поводу содержания беседы или происходящего между вами.

Я-высказывание как сообщение о своих чувствах предполагает обозначение своих чувств, возникающих в контакте с собеседником. Например:

- Когда вы говорите об этом, я чувствую…

- Я почувствовал…

- Выслушав твой рассказ я почувствовал…

и т.д.

Данное задание требует внимания к собственным чувствам и ощущениям в процессе беседы и умения находить для их выражения словесную форму.

Наиболее распространенная ошибка, которую допускают обучающиеся – замена собственных чувств на понимание и отражение чувств собеседника («Я тебя понимаю», «Я понимаю, что ты чувствуешь», «Я сочувствую тебе», «Я вижу, как ты переживаешь», «Мне кажется, ты чувствуешь…» и т.д.).

Отмечайте, что происходит с вами, когда вы используете в общении Я-высказывания (делитесь с собеседником своими чувствами и мыслями по поводу происходящего), как реагируют на это собеседники, с какими изменениями в ходе беседы связано применение данного приёма. Есть ли разница в использовании Я-высказывания и других форм высказываний в процессе общения.

Рефлексивный отчёт о выполнении задания напишите в рефлексивном дневнике. В отчёте необходимо ответить на следующие вопросы:

- с какими сложностями вы столкнулись в ходе выполнения задания?

- удалось ли вам преодолеть эти сложности (если да, то как)?

- чем полезен, на ваш взгляд, в беседе данный прием активного слушания?

- каковы границы использования данного приема, то есть, в каких ситуациях, на каких этапах беседы использование данного приема полезно, а на каких может быть неуместным?

Задание 6.

Резюмирование.

Используйте прием «резюмирование» в повседневном общении с окружающими. Наблюдайте, какие изменения в ходе беседы связаны с использованием вами данного приёма.

Резюмирование -подведение итогов, формулирование выводов, выделение главной мысли, идеи, темы в сказанном.

Используется для завершения как той или иной смысловой части диалога, так и беседы в целом. Слушатель выделяет основную, главную, с его точки зрения, мысль говорящего и формулирует ее своими словами. Например:

- «Итак, вы считаете…»

- «Таким образом, ...»

- «Подведем итог…»

- «Как я понял (поняла), основная ваша мысль заключается в том….»

и т.д.

Практикуйте резюмирование как в процессе беседы, так и в завершение ее.

Рефлексивный отчёт о выполнении задания напишите в рефлексивном дневнике. В отчёте необходимо ответить на следующие вопросы:

- с какими сложностями вы столкнулись в ходе выполнения задания?

- удалось ли вам преодолеть эти сложности (если да, то как)?

- чем полезен, на ваш взгляд, в беседе данный прием активного слушания?

- каковы границы использования данного приема, то есть, в каких ситуациях, на каких этапах беседы использование данного приема полезно, а на каких может быть неуместным?

Задание 7.

Вариативное использование освоенных средств коммуникации в диалоге (в зависимости от контекста).

Практикуйтесь в использовании всех освоенных вами приемов активного слушания в течение каждой беседы, выбирая, на ваш взгляд, наиболее уместные из них в каждый конкретный момент.

Рефлексивный отчёт о выполнении задания напишите в рефлексивном дневнике. В отчёте необходимо ответить на следующие вопросы:

- с какими сложностями вы столкнулись в ходе выполнения задания?

- удалось ли вам преодолеть эти сложности (если да, то как)?

- что вас особенно заинтересовало в ходе выполнения задания?

Задание 8.

Наблюдение за пространственно-временной организацией общения.

Наблюдайте за тем, как вы и ваши собеседники организуете общение с точки зрения пространства и времени. Отмечайте, как те или иные пространственно-временные характеристики взаимодействия собеседников связаны с контекстом, то есть - с содержанием беседы и, в целом, с ситуацией общения. Замечайте, какие предположения у вас возникают в каждой конкретной ситуации о том, какое значение в наблюдаемой ситуации может иметь изменение пространственно-временных характеристик общения.

Пространство и время организации коммуникативного процесса включают в себя размещение (и перемещение) партнеров относительно друг друга в процессе общения, продолжительность взаимодействия, продолжительность пауз и пр.

Свои наблюдения и выводы, сформулированные на основе наблюдений, напишите в рефлексивном дневнике.

Задание 9.

Наблюдение за визуальным контактом в процессе общения.

Наблюдайте за визуальным контактом в процессе общения. За тем, как вы организуете визуальный контакт; как в процессе диалога строит визуальный контакт ваш собеседник. Также наблюдайте за изменениями визуального контакта в общении окружающих вас людей (когда вы не являетесь участником диалога).

Визуальный контакт - специфическая система невербальных знаков, используемая в коммуникативном процессе (в случае визуального общения). Имеет значение частота обмена взглядами, "длительность" их, смена статики и динамики взгляда, избегание взгляда и пр.

Соотносите изменения визуального контакта с контекстом взаимодействия собеседников, то есть с содержанием беседы и, в целом, с ситуацией общения.

Замечайте, какие предположения у вас возникают в каждой конкретной ситуации о том, какое значение в наблюдаемой ситуации может иметь изменение визуального контакта собеседников.

Свои наблюдения и выводы, сформулированные на основе наблюдений, напишите в рефлексивном дневнике.

Задание 10.

Наблюдение за паралингвистической системой знаков в процессе общения.

Наблюдайте за паралингвистической системой знаков в процессе общения: собственной, ваших собеседников и окружающих вас людей (в то время, когда вы не являетесь непосредственным участником их диалога).

Паралингвистическая система знаков – особенности вокализации, то есть характеристики голоса: диапазон, тональность, фразовые и логические ударения и пр.

Соотносите наблюдаемые паралингвистические знаки с контекстом взаимодействия собеседников, то есть с содержанием беседы и, в целом, с ситуацией общения.

Замечайте, какие предположения у вас возникают в каждой конкретной ситуации о том, какой смысл в наблюдаемой ситуации может иметь тот или иной паралингвистический знак.

Свои наблюдения и выводы, сформулированные на основе наблюдений, напишите в рефлексивном дневнике.

Задание 11.

Наблюдение за оптико-кинетической системой знаков в процессе общения.

Наблюдайте за оптико-кинетической системой знаков в процессе общения: собственной, ваших собеседников и окружающих вас людей (в то время, когда вы не являетесь непосредственным участником их диалога).

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Соотносите изменения оптико-кинетических знаков собеседника с контекстом взаимодействия, то есть с содержанием беседы и, в целом, с ситуацией общения.

Замечайте, какие предположения у вас возникают в каждой конкретной ситуации о том, какой смысл в наблюдаемой ситуации может иметь тот или иной оптико-кинетический знак.

Свои наблюдения и выводы, сформулированные на основе наблюдений, напишите в рефлексивном дневнике.

Задание 12.

Наблюдение за экстралингвистической системой знаков в процессе общения.

Наблюдайте за экстралингвистической системой знаков в процессе общения: собственной, ваших собеседников и окружающих вас людей (в то время, когда вы не являетесь непосредственным участником их диалога).

Экстралингвистическая система – околоречевые характеристики коммуникации: паузы, покашливание, плач, смех, в том числе и сам темп речи.

Соотносите изменения экстралингвистических знаков с контекстом взаимодействия, то есть с содержанием беседы и, в целом, с ситуацией общения.

Замечайте, какие предположения у вас возникают в каждой конкретной ситуации о том, какой смысл в наблюдаемой ситуации может иметь тот или иной экстралингвистический знак.

Свои наблюдения и выводы, сформулированные на основе наблюдений, напишите в рефлексивном дневнике.

Задание 13.

Разработка и проведение частично стандартизированной беседы.

На основе учебного материала, рассмотренного в ходе аудиторных занятий, а также изученного в ходе анализа учебной литературы, необходимо разработать план частично стандартизированной беседы.

План беседы включает в себя формулировку цели предстоящей беседы и перечень вопросов для респондента.

Подготовку к частично стандартизированной беседе можно описать в следующих этапах:

1. Постановка цели.

Цель беседы можно определить самостоятельно, исходя из собственного интереса. В качестве цели беседы должно быть выбрано выявление (изучение, оценка) той или иной индивидуально-психологической характеристики (например, изучение особенностей самооценки, выявление лидерских способностей, изучение тех или иных качеств характера, изучение тех или иных (на выбор студента) особенностей мировоззрения и т.д. и т.п.) или сбор психологического анамнеза.

Примеры целей частично стандартизированной психологической беседы:

Изучение особенностей самооценки испытуемого.

Изучение волевых качеств испытуемого.

Изучение учебной мотивации испытуемого.

Выявление лидерских способностей испытуемого.

Сбор психологического анамнеза за тот или иной возрастной период жизни испытуемого.

Изучение особенностей мотивационной сферы испытуемого.

Выявление устойчивых интересов испытуемого.

И т.д.

2. Изучение теории.

После того, как цель сформулирована, необходимо изучить теорию.

Если, например, целью беседы является выявление особенностей самооценки респондента, то важно изучить теорию самооценки:

а. что это за феномен, как его представляют ученые;

б. по каким особенностям поведения, деятельности человека можно судить о его самооценке.

Изучение теории должно завершиться тем, что вы ясно формулируете понятие об изучаемом психологическом феномене и составляете перечень характерных «черт» его проявления в поведении и деятельности человека. Оформляется результат работы в печатном виде (см. требования к оформлению отчёта на стр. 17-18).

3. Формулировка вопросов.

Теперь можно сформулировать необходимые вопросы, с помощью которых и определить, как изучаемый феномен проявляется в поведении и деятельности конкретного испытуемого.

Для того, чтобы вникнуть в суть процесса формулировки вопросов и создать в итоге качественный перечень вопросов для беседы, необходимо для каждого признака изучаемого психологического феномена сформулировать по несколько вопросов разного типа (например, 1 открытый вопрос, 1 закрытый, 1 альтернативный, 1 косвенный и т.д.).

Оформляется результат работы в печатном виде (см. требования к оформлению отчёта на стр. 17-18). То есть, все сформулированные вопросы необходимо зафиксировать как один из этапов разработки плана.

4. Создание плана интервью.

Из созданного перечня вопросов выберите наиболее удачные, точные, наиболее подходящие, на ваш взгляд, для проведения беседы.

Вопросы должны быть расположены в определенной последовательности, которую вы находите с профессиональной точки зрения наиболее подходящей (с точки зрения этапов развития беседы, с точки зрения цели беседы и т.д.).

Оформляется результат работы в печатном виде (см. требования к оформлению отчёта на стр. 17-18).

5. Создание формы для фиксации записей интервью.

Форма фиксации данных произвольная. Найдите наиболее удобный для вас формат оформления плана беседы и ведения записей в ходе беседы.

Оформляется результат работы в печатном виде (см. требования к оформлению отчёта на стр. 17-18).

После разработки плана частично стандартизированной беседы необходимо провести ее.

Выберите, с кем вы хотели бы и могли провести данную беседу. Осведомите испытуемого о выполнении учебного задания.

Не следует проводить беседу по телефону или с помощью иных средств связи. Беседа должна быть очной. Выделите удобное время и место для проведения беседы.

Проведите беседу, опираясь на план. Помните, что беседа является частично стандартизированной – вы можете отклоняться от плана, корректировать его по ходу беседы, если это целесообразно. Но, в целом, придерживайтесь его.

В процессе беседы фиксируйте ответы испытуемого и ваши наблюдения.

После завершения беседы сформулируйте ваши выводы по полученной в процессе беседы информации об испытуемом (в соответствии с ранее поставленной целью).

Разработанный план беседы, ответы испытуемого, ваши наблюдения за испытуемым в процессе беседы и выводы по окончании беседы включайте в отчёт о выполнении задания (см. требования к оформлению отчёта на стр. 18).

Осуществляя рефлексию опыта в рефлексивном дневнике, необходимо ответить на следующие вопросы:

- с какими сложностями вы столкнулись при выполнении задания (разработке плана, проведении беседы, анализе и обобщении полученной информации)?

- удалось ли преодолеть эти сложности (если да, то как)?

- какие из освоенных приемов ведения беседы вы использовали; насколько эффективно, на ваш взгляд, вам это удавалось?

- придерживались ли вы намеченного плана беседы, был ли план полезен для вас?

- какие вопросы из плана оказались не востребованными и в связи с чем?

- какие вопросы вы сформулировали по ходу беседы, с чем это было связано?

- насколько информативной оказалась беседа? С чем это связано, на ваш взгляд?

- достигли ли вы поставленной в ходе планирование беседы цели?

- к каким открытиям, выводам вы пришли в результате выполнения данного задания?

- опишите, каково, на ваш взгляд, значение каждого этапа разработки частично стандартизированной психологической беседы: этапа постановки цели, этапа изучения теории, этапа формулировки вопросов, создания плана интервью и формы фиксации данных.


5289747493563808.html
5289793104520803.html
    PR.RU™