Протопопа Аввакума.

Став в 1652 году патриархом, уже в следующем, 1653 году, Никон предпринял первые шаги по осуществлению церковной реформы. Протопоп Аввакум оказался в числе самых ярых противников реформы, а вскоре вообще становится лидером движения "древлего благочестия", объединивших всех, кто выступал за сохранение старой веры. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй», то есть с латинством. Осенью того же года он был арестован и сослан в Тобольск, где он с семьей прожил до 1655 г.

В начале 60-х годов отношение власти к ссыльным старообрядцам ненадолго изменилось — отправив в опалу Никона, государь решил вернуть некоторых из них в Москву. Возвращение Аввакума продолжалось три года (1661—1664). Однако, увидев, что Алексей Михайлович, отлучив от себя Никона, не собирается отменять реформы, он вновь восстал за старую веру. В итоге, в августе 1664 г. его с семьей ссылают на север в Пустозерск. В конце 1667 г. Аввакум и четырех его сподвижников (священника Никифора, священника Лазаря, дьякона Федора и инока Епифания) вновь сослали в Пустозерск, где заточили в земляную тюрьму. Из земляной тюрьмы Аввакум продолжал рассылать многочисленные послания своим сторонникам, защитникам старой веры, ободрял их и поддерживал. В начале 80-х гг. начались новые гонения на старообрядцев. 14 апреля 1682 г. протопоп Аввакум вместе с тремя своим соузниками был казнен сожжением в срубе.

Отличия «древлеправославной» службы от «новообрядческой»:

*Двуперстие при крестном знамении.

*Крещение путем троекратного полного погружения.

*Исключительное использование восьмиконечного Распятия; четырёхконечное Распятие не используется, поскольку считается латинским. Почитается простой четвероконечный крест (без Распятия).

*Написание имени Исус с одной буквой «и», без никонианского добавления второй буквы Иисус, что соответствовало правилам славянского написания имени Христа: ср. укр. Ісус Христос, белор. Ісус Хрыстос, серб. Исус, русин. Ісус Хрістос, макед. Исус Христос, босн. Isus, хорв. Isus

*не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. *Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.

*богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».

*нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.

*не используются акафисты (за исключением «Акафист о Пресвятей Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.

*не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.

сохраняются начальные и исходные поклоны.

*поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.

*Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке).

*в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.

*более широко используются погласицы в церковном чтении.



*сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (Псалтырь, Иеросалим, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.)

"Никонианская" Русь — это и есть "чужая земля" или, иначе "земля варваров", отринувшая все традиционное и устоявшееся. Здесь царит "озлобления много", обитают "враги благочестия", а предводительствует сам "сатана". Для более образного выражения, Аввакум изображает эту страну в виде дремучего леса, из которого бегут, "утекают" праведники. Больше того, "чужую землю" он сравнивает с огромной темницей, где беспрестанно "льется кровь мученическая", и даже с могилой: "Воистину и на свободе люди те в нынешнее время равны с погребенными.


5288505581326104.html
5288531419334703.html
    PR.RU™